Как открыть бизнес
Как правильно рассчитать рентабельность бизнеса
Расчет эффективности любой предпринимательской деятельности является основной отправной точкой в построении всей концепции и выборе первостепенных действий.
Расчет эффективности любой предпринимательской деятельности является основной отправной точкой в построении всей концепции и выборе первостепенных действий.
Напрямую оценить целесообразность дальнейшего развития и уровень успеха, опираясь исключительно на показатели дохода, невозможно. Для этого необходимо учитывать совокупность как поступающих, так и расходуемых средств.
Сегодня мы разберем, как рассчитать рентабельность бизнеса перед его открытием, чтобы не прогореть и выйти в прибыль.
Что такое рентабельность?
Рентабельность предприятия представляет собой соотношение прибыли к затратам, необходимым для производства. Выражается данный показатель в процентах. Он характеризует состояние экономической и хозяйственной части фирмы.
Благодаря процентному измерению, рентабельность позволяет сравнивать между собой эффективность различных компаний, имеющих не только разные сферы деятельности, но и капиталообороты.
Важно проводить расчет рентабельности перед открытием любого дела, чтобы заранее понимать размер возможной прибыли. Для этого необходимо учитывать:
- сумму выручки;
- источники и структуру капитала;
- расход ресурсов;
- структуру и стоимость активов;
- размеры оборотных средств;
- величину затрат за определенный временной период и т.д.
Для того чтобы лучше ориентироваться в используемых далее терминах, стоит ознакомиться со статьей «Чем выручка отличается от прибыли и как их правильно считать» . Рентабельность, в свою очередь, позволяет оценить не только доход и эффективность работы компании, но и прибыль от каждой потраченной денежной единицы.
Как рассчитать?
Рассматривая варианты, как рассчитать рентабельность бизнеса, можно руководствоваться простым действием – деление чистой прибыли на величину всех расходов. Чем выше полученный процентный показатель, тем выше общий уровень рентабельности бизнеса.
Единственный момент, который стоит учитывать – временной промежуток прибыли и расходов необходимо брать один и тот же.
Существует также более сложная формула расчета, позволяющая учесть максимальное количество показателей, а соответственно и увидеть более объективную картину. Для этого необходимо сумму балансовой прибыли разделить на стоимость активов и умножить на 100%.
Балансовая прибыль представляет собой сумму всех видов выручки за фиксированный временной промежуток за вычетом всех расходов (организационных, производственных, материальных) и себестоимости производимого товара или услуги. Стоимость активов представляет собой совокупность оборотных и необоротных средств, а также личные производственные фонды компании.
Рентабельность является обобщающим показателем деятельности компании, который отражает:
- стоимость ресурсов и реализуемого продукта;
- производительность и технические характеристики производства;
- изменение цен на ресурсы и затраты на производство.
Получив лаконичное процентное число, все еще мало что можно сказать об эффективности развития компании. Для того, чтобы делать прогнозы на будущее, необходимо рассматривать данный показатель в комплексе, при этом выделяя различные виды рентабельности.
Виды рентабельности
Чтобы правильно рассчитать рентабельность бизнеса в целом, но также и отдельных его частей, необходимо разбираться в ее видах:
- Производственная – наиболее значимая экономическая характеристика любого производственного предприятия. Высчитывается с использованием показателей балансовой прибыли и средней стоимости оборотных средств за фиксированный промежуток времени.
Активов – помогает проанализировать работу капиталов предприятия и способность активов генерировать прибыль. Вычисляется путем деления чистой прибыли на величину активов. Важно, чтобы он не был слишком низким или слишком высоким, т.к. в первом варианте это свидетельствует о том, что активы не работают, а во втором – об отсутствии резервного капитала. При низких показателях происходит падение спроса на производимый товар.
- Продаж – актуальна для вычисления, когда два предыдущих показателя находятся в норме, а общая эффективность бизнеса не устраивает. Определяется делением суммы чистой прибыли на выручку от реализованной продукции.
- Собственного капитала – иллюстрирует эффективность акционеров предприятия. Для расчета необходимо чистую прибыль разделить на объем собственных средств.
Нормативы каждого показателя для ИП, промышленности, торговли и производства будут различны. Рентабельность одного и того же бизнеса в городе и в сельской местности будет разной, поэтому так важно ориентироваться не только на общую эффективность, но также и на отдельные ее виды.
В ситуации, когда не устраивают показатели эффективности, необязательно увеличивать цены. Частый пример негативной стратегии повышения рентабельности – временное увеличение прибыли за счет взвинчивания стоимости товара. Далее следует сильный спад, т.к. потребители будут искать другого поставщика. Рост можно обеспечить благодаря ускорению товарооборота или уменьшению ресурсных затрат. Все зависит от того, какой именно ее вид находится на несоответствующем уровне.
Тем, кто не хочет глубоко вникать в экономические термины и самостоятельно рассчитывать показатели, пригодятся уже готовые предложения по франшизам. Рассмотрите варианты с тюнингом авто и бизнесом по уборке квартир.
|